Технология изготовления тувинской колыбели «кавай»

События

09 Янв.

Название объекта нематериального этнокультурного достояния Республики Тыва (далее – объект): Технология изготовления тувинской колыбели «кавай»
Вид объекта: технология изготовления изделий из дерева; изготовления предметов быта
Этническая принадлежность носителей нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации: тувинцы / тывалар
Языковая принадлежность носителей нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации: тувинский
Конфессиональная принадлежность носителей нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации: буддизм, шаманизм.
Наименование места бытования объекта: территория Республики Тыва
Населенные пункты, являющиеся местами бытования объекта: 19 муниципальных образований Республики Тыва: гг. Кызыл и Ак-Довурак; Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский, Каа-Хемский, Кызылский, Монгун-Тайгинский, Овюрский, Пий-Хемский, Сут-Хольский, Тандынский, Тес-Хемский, Тере-Хольский, Тоджинский, Улуг-Хемский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский, Эрзинский кожууны. 
Географические координаты мест бытования объекта: 49°45–53°46 северной широты; 88°49–98°56 восточной долготы.

Подробное описание объекта:
Тувинцы в течение многих веков вели кочевой образ жизни. В соответствии с требованиями такого образа жизни, изготавливались все предметы быта, в том числе колыбели для новорожденных детей. Традиционную тувинскую колыбель изготавливали так, чтобы ее можно было положить на кровать, перевозить на лошади, вешать на жердях юрты. Хорошо приспособленная к кочевому образу жизни детская колыбель защищала малыша от лютых морозов зимы, знойных дней лета и позволяла, тем самым, вырастить их здоровыми и крепкими.
Тувинская колыбель в основном имеет два вида – деревянная колыбель и берестяная колыбель.
Технология изготовления деревянной колыбели:
Колыбель изготовляется из тщательно обработанных досок пихты, кедра или ели, использовался только сухостой. Мастера делали колыбель, произнося благопожелания о том, чтоб ребенок рос здоровым, крепким и счастливым.
Боковые стенки колыбели представляют собой две широкие дощечки. Один конец дощечки должен быть шире другого. Длинна 70-80 см., высота 8-10 см., толщина-1,5-2 см:
- вырезать из дерева две одинаковые боковые стенки по нужному размеру;
- в середине каждой стенки вырезать отверстие для ручки колыбели;
- на концах каждой из боковых стен измерить и вырезать отверстия для вставки горизонтальных нижних и верхних стен колыбели;
- около верхних краев каждой из боковых стен, ближе к изголовью приготовить 2 или 3 отверстия для закрепления дуг колыбели;
- для закрепления грудных перекладин примерно в той области, где должна располагаться грудная клетка ребенка, сделать по два отверстия в каждой из боковых стенок. Расстояние между ними должно составлять примерно 12 см.
- ниже последней из отверстий для грудных перекладин сделать еще одно отверстие для длинного шнурка колыбели;
- далее ниже отверстия для длинного шнура отмерить 5-6 см. и сделать дырки для закрытых шнурков. Они должны распологаться от уровня живота для ног ребенка. Каждая последующая из дырок должна распологаться от предыдущей на расстоянии 5-6 см;
- на четырех концах двух боковых стенкок колыбели приготовить отверстия для ремней, которыми подвешивают колыбель;
- боковые стенки колыбели можно украсить различными национальными узорами.
У колыбели две поперечные стенки: нижняя и верхняя.
- верхняя поперечная стенка выше и шире по размеру, чем нижняя. Ширина , 20-25 см., высота 15- 20 см., толщина1,5-2 см. По размеру вырезать верхнюю стенку с округлой верхней стороной и с выступами на краях для вставки в боковые стенки колыбели. В нижней части также должны быть углубления для закрепления дна колыбели.
- нижняя поперечная стенка ниже и уже верхней стороны. Ширина 10-15 см, высота 5-7 см., толщина 1,5-2 см. По размеру вырезать нижнюю стенку с выступами на боковых краях для вставки в боковые стенки колыбели. В нижней части также должны быть углубления для закрепления дна колыбели.
- на нижней стороне двух поперечных стенок вырезать по три одинаковых  углубления, для вставки дошечек дна колыбели, а на местах между ними прибить деревянные гвозди, чтобы не образовались трещины;
- для закрепления поперечных частей колыбели к боковым стенкам вырезать 4 деревянные гвозди длиной 10 см., в диаметре 1,3см.
Дно колыбели составляют три узкие доски. По длине боковых частей вырезать три одинаковые доски длинной примерно 70-80 см, шириной 3-4 см., толщиной – 2-3 см.
- на концах досок вырезать выступы для вставки в подготовленные углубления в нижней части поперечных стенок колыбели.
Дно также можно сделать из изогнутых ветвей ивы, чтобы колыбель была более легкой.
Сбор основных частей: основа колыбели состоит из двух боковых стенок, 2-х поперечных стенок и из 3-4-х досок дна.
Порядок сбора основных частей колыбели:
- в отверстия на концах двух боковых стенок вставить выступы верхних и нижних поперечных стенок. Затем закрепить их деревянными гвоздями с наружной стороны;
- выступы на концах досок дна вставитьь в углубления в нижних частях верхних и нижних поперечных стенок.
Измерение и изготовление дополнительных деталей к основной части колыбели:
Из ветки тальника или таволги вырезают 2-3 дуги длиной 30см.;
- на двух концах каждой веточки сделать надрезы для завязывания кожаных шнурков;
- вырезанные ветки следует сразу же согнуть, расположить над головной частью колыбели и завязать их концы кожаными шнурками, продев из через отверстия на краях боковых стен.
Ящик для навоза – ящик с небольшим бортиками на боковых и нижних сторонах и без бортика с верхнего края:
- вырезать из тонкого дерева по размеру нижней внутренней стороны колыбели;
- также его можно изготовить из бересты или выделанной толстой кожи быка.
Грудные перекладины вырезать из легких дощечек шириной 2 см., длиной 12 см., толщиной 0,7-1 см.
- нанизать деревянные перекладины по 3или 4 штуки на тонкий кожаный шнур, перевязав их за концы;
- привязать нанизанные перекладины к каждой из боковых стенок колыбели на уровне груди ребенка при помощи шнурков, продетых через специальные отверстия.
Для подвешивания колыбели вырезать крючок из кедра, березы или заказать кузнецу, изготовить из железа. Данное приспособление представляет собой два крюка на одном стволе и по внешнему виду напоминает якорь. В прошлом мастера вырезали крючки для колыбели разной формы, например в виде конской, бараньей, птичьей головы или же с различными национальными узорами.
Прикрепление кожаных шнурков и ремешков к колыбели: Для раскачивания и крепления ребенка в колыбели нужны несколько кожаных ремешков:
Закрытая шнуровка колыбели. По верхнему краю каждой из боковых стенок колыбели, начиная с живота ребенка и до ног прикрепить закрытые тонкие шнурки в виде цепи, продев их через приготовленные отверстия, между которыми по 5-6 см. С каждой стороны должно быть 3 или 4 шнуровки.
Длинная шнуровка колыбели Динный шнур около 65-70 см. закрепить, продев через отверстии в верхнем краю одной из боковых стенок колыбели на уровне живота ребенка.
На кончике средней доски дна колыбели, со стороны головы крепко привязать кожаный шнур (45-55 см.), провести его вверх по наружной стороне поперечной верхней стенки к дугам колыбели, завязать дуги поочередно этим шнуром, так чтобы стали не подвижными.
- конец этого шнурка завязать на шнурке от грудных перекладин. Это будет способствовать тому, чтобы покрывало на дуге не косалось лица ребенка.
Кожаный шнур для расскачивания колыбели. К нижней поперечной стенке колыбели прикрепить кожаный шнур (120 см.) для раскачивания колыбели, продев его концы через отверстия в нижних углах этой поперечной стенки.
Кожаные шнуры для подвешивания колыбели к крюку. Для повешивания колыбели к крюку приготовить 2 прочные кожаные шнуры из кожи молодого бычка или козы, или волосянную веревку из конского волоса. Крепко привязать их за концы, продев через 4 отверстия на 4-х углах колыбели. Шнур с головной стороны колыбели должен быть чуть короче шнура с нижней стороны. Это будет способствовать тому, что ребенок не поперхнется отрыжкой.
Кожаный шнур для закрепления крюка колыбели изготавливается из прочной кожи или волосяной веревки. При помощи этой вереки привязать крюк к поперечной палке, продетой через верхние перекрытия юрты.
Изготовление постельных принадлежностей для колыбели:
Грудная подкладка для колыбели. В колыбель под лопатки ребенка подложить мешочек из белой материи с овечьей шерстью внутри. 
Подушечка для колыбели. В колыбель под голову ребенка подложить хорошо выделанную мягкую шкурку козленка.
Навоз для колыбели. В ящик для навоза засыпать сухой овечий навоз, сухую кедровую хвою, либо опилки сухого муравейника.
Войлочная подкладка для колыбели. Из мягкого войлока вырезать матрасик прямоугольной формы.
Шерстянная подкладка. Под ягодицы ребенка подложить волос (шерсть). Насыпать в берестяную чашечку сухой навоз, поверх него положить козью шерсть (волос), чтобы при мочеиспускании жидкость протекала под эту подкладку и вписалась в навоз, и чтобы кожа ребенка оставалась сухой.
Пеленки для ребенка изготовить из хорошо выделанных овечьих шкур. Пеленки можно изготовить из мягкой хорошо выделанной шкуры косули. Такие пеленки защищают ребенка от сырости и холода. Пеленки следует менять часто, чтобы ребенок был постоянно сухим.
Тувинскую колыбель декорируют традиционными узорами и символами, которые имеет глубокое сакральное значение. Эти изображения имели значение охранительных симовлов и благопожеланий младенцу. Узоры включали узлы, роговидные и монетовидные фигуры, реже – меандр. Например среди 33-х колыбелей в коллекции фондов тувинского музея, собранных в разные годы, можно увидеть колыбель с узором в виде тувинской национальной обуви – кадыг идиктер. Кара саар идиктер – национальная обувь из хорошо обработанной, крашенной черной кожи- символ достатка и знак того, что ребенок будет твердо стоят на ногах. Узоры «четыре зернышка», «свастика» обозначают достаток в жизни и бесконечное счастье.
На колыбель ребенка ребенка обязательно вешали обереги: оберег чучело, мешочек для оберега чучела и мешочек с пуповиной.  Оберег чучело (уруг куъду) делалось похожим на фигурку человека. Его обычно шили из беличьей шкуры. Мешочек для чучела-оберега (уруг куъдунуӊ үгээ) вешивали дном вверх. В прежние времена такие мешочки украшали бисером и различными узорами и верили, что они защищают чучело-оберег от злых напастей. Над изголовьем колыбели подвешивали маленький мешочек из шелка, в который зашивали пуповину ребенка (хин хавы). Количество висевших мешочков над колыбелью было равно количеству детей, родившихся в этой семье. Пуповины умерших детей также висели вместе с другими. В тех семьях, в которых пуповины умерших детей оставляли висеть на колыбели (после смерти ребенка), для следующего родившегося ребенка делали новую колыбель. Когда женщина переставала рожать, то пуповины снимали с колыбели (но не ранее того момента, когда последний из родившихся детей начинал ходить) и помещали внутрь кожаной подушки, на которой спали родители.
Когда изготавливали новую колыбель, в семье устраивали небольшое торжество и проводили обряд ее обживания. В юрте старик, изготовивший колыбель, изображал из себя ребенка, клал в нее свою голову и произносил благопожелание. После этого в колыблеь укладывали щенка, так как собака может отпугивать нечистые слиы. За люльку платить не полагалось, но мастер брал себе полоски из различных шкур.
Колыбель с ребенком находилась на женской стороне юрты: висела на жердях между кроватью и сундуком или лежала на кровати. Пустую колыбель хранили бережно: заворачивали в шкуру и аккуратно прятали среди вещей в кожаных сумах. Во внутрь обязательно клали что-нибудь из следующих вещей – мешочек с астрагалами, бусами или пшеном, маленький нож в ножнах, кожаный напёрсток. Колыбель нельзя было ломать, ставить на землю. Колыбель передавалась из поколения в поколение: как только малыш подрастал, он уступал место своей новорожденной сестричке или братику.
Предметы, связанные с объектом:
Тувинская колыбель – кавай, выделанные шкуры домашних и диких животных, кожаные или волосяные веревки, деревянный или железный.
 
Техники и технологии, связанные с объектом:
Техника обработки дерева, обработки металла, техники и технологии выделки шкуры, техники и технологии обработки шерсти и изготовления войлока.
 
Способы и формы передачи объекта:
 
В традиционном укладе жизни тувинцев приобщение детей к этнокультурным процессам происходило в естественных условиях семейно-родового и социального окружения. В старину технике изготовления колыбелей специально не обучали. Обычно мастерство передавалось от отца к сыну и так далее. И эта форма передачи существовала веками до тех пор, пока уклад жизни тувинцев не изменился, большинство населения не перешло на оседлый образ жизни и не стали пользоваться предметами быта, мебелью, купленными из магазинов.
До перехода к оседлому образу жизни традиция изготовления кавай имела следующий порядок. Изготавливали колыбель после рождения ребенка. По данным, введенным в научный оборот, известно, что колыбель мог изготовить только мужчина почтенного возраста, не являющийся родственником семьи. Это объяснялось тем, что за рубку дерева человек несёт проклятие, а поэтому делать колыбель должен другой. По сведениям, полученным от информантов, колыбель мастерил один из родственников со стороны роженицы.
К настоящему времени на территории Республики Тыва изготовление тувинской колыбели не практиковалось. Лишь отдельные семьи хранили кавай, которые достались им от родителей и хранились как семейные реликвии. Но единичные мастера все же успели передать свои умения. В 2012 году Сарыглар Виктор Дамбаевич, работавший в то время учителем труда в одной из школ Барун-Хемчикского кожууна, предал технику изготовления Чульдуку Саиду Михайловичу. Саид Михайлович в настоящее время работает в доме культуры с. Шамбалыг Кызылского кожууна.
В различных архивах и музеях Республики Тыва, а также частных коллекциях хранятся колыбели, а также материалы, описывающие процесс их изготовления. В Национальном музее Республики Тыва насчитывается 33 единиц тувинских колыбелей. В паспортах единичных кавай указаны мастера-изготовители: Маадыр Янчатович Кыргыс, Маадырбай Санчайевич, (1916 г.р.), Сундуй-оол Монгушевич Арандол, Сарыг-оол Сергеевич Буярай (1939 г.р.). В фольклорном, аудио фондах Научного архива Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований хранятся материалы й экспедиции ТНИИЯЛИ и Института этнографии (г. Ленинград) под руководством этнографа В.П. Дьяконовой, где зафиксированы размеры и чертежи колыбелей.
 Сведения о носителях нематериального этнокультурного достояния Республики Тыва.
1. Чульдук Саид Михайлович (28.12.1977 г.р.), с. Шамбалыг Кызылского кожууна.
2. Хомушку Кунгаа, г. Ак-Довурак.
3. Хомушку Шолбан Каадырович, Барын-Хемчикский кожуун.
4. Ооржак Амир Мергенович., Чөөн-Хемчикский кожуун.
5. Монгуш Богдан Борисович, Кызыл.
6. Монгуш Тарас Дамдынович, Кызыл.
7. Монгуш Икиро Саган-оолович, Кызыл.
8. Ооржак Олег Эрес-оолович, Бии-Хемский кожуун.
9.