Хөөмей

События

23 Дек.

Сольное двухголосное горловое пение возникло в среде кочевых народов Саяно-Алтайского нагорья и является достоянием ряда тюрко-монгольских этносов (тувинцев, хакасов, алтайцев, монголов). Однако в Туве оно приобрело высокую степень развития, богатство стилей и разновидностей, что позволило с достаточным основанием предположить ученым, что этот вид народного искусства возник у непосредственных предков тувинцев. Звукообразование хоомея непосредственно связано с артикуляцией и произношением фонем ө, ү, ӊ, ль, а также фарингализованными гласными в тувинском языке, в силу чего грудное звукоизвлечение стало чертой, наиболее отличающей тувинский хоомей от горлового пения других народов.
В тувинском хоомее исполнители отчетливо различают 3 базовых стиля (вид)   сыгыт, хоомей, каргыраа, представляющие три регистра – нижний, средний и высокий. Каждый из этих стилей имеет свой способ звукоизвлечения, характерную тембровую окраску, структуру, текстовый зачин и присущую ему мелодию. Сами стили (виды) делятся на субстили (подвиды), отличающиеся от него общим звучанием, жанром, функцией, структурой, содержанием текста. Каждый из трех базовых стилей (сыгыт, хөөмей, каргыраа) имеет свои разновидности: ыры сыгыды, өпей хөөмей, деспең хөөмей, хову каргыраазы, даг каргыраазы, ыры каргыраазы и т. д. Для достижения особого колоритного звучания, украшения, орнаментирования, усложнения своего исполнения и придания ему подражательных эффектов (пение птиц, бег коня и т.д.) применяются исполнительские приемы (хөректээр, думчуктаар, киштедир, сирлеӊнедир, бырлаӊнадыр, уяӊгылаар и т.д.).
Тувинцы – народ немногочисленный, но живущий на достаточно большой территории. Тувинский язык делится на несколько диалектов. Естественно, вокальное различие нашло свое отражение и в традиции горлового пения. В XX в. сформировалось несколько локальных школ тувинского хоомея: монгун-тайгинская, бай-тайгинская, барун-хемчикская, овюрская, дзун-хемчикская, сут-хольская; улуг-хемская, эрзинская, которые отличаются друг от друга своеобразными методами исполнения разных стилей.
Благодаря географической изоляции и уникальности хоомея его развитие изначально проходило в области традиционной культуры, но в современных условиях хоомей также стал частью профессионального искусства Тувы. В условиях глобализации, транснационализации искусство горлового пения, с одной стороны, теряет свою аутентичность (размываются характерные этнические черты, традиционность, происходят потеря уникальности и духовной сущности), взамен приходят шаблонность, смена функционала и т.д., с другой – идет необратимый процесс концертизации, интеграции хоомея в мировое культурное пространство.
Противоречий в сфере хоомея достаточно. Для управленцев важнее престиж национальной культуры, имидж региона, популяризация и трансляция тувинского хоомея в мировом пространстве. Другой позиции придерживаются специалисты узкого профиля, которые больше озабочены сохранением аутентичности, традиционных приемов исполнения, недопущением превращения искусства хоомея в продукт массовой культуры.